"));
Конвергенция Брюс Голдсмит |
Автор: Силенко Владимир | ||||||
На заре своей летной карьеры у меня была хорошая привычка изучать всю литературу о полетах, которую только удавалось раздобыть, и еще тогда в память врезался феномен "конвергенции".
Во всех книгах утверждалось, что это - именно феномен, что возникает он лишь в особых, исключительных случаях, и не повсеместно, а только в определенных местах, например, на морском побережье, словом, в необычной обстановке и редко. Много времени прошло с тех пор, и вот я с удивлением обнаружил, что конвергенция возникает повсеместно, часто, и что никакой это вовсе не феномен, что по меньшей мере добрая половина из всех моих многочисленных перелетов связана в той или иной мере с использованием конвергенции. Она - и в горах, и на равнине, и на побережье, и по долинам, так что в среднем хоть раз при маршрутном полете вы столкнетесь с явлением "конвергенция". Итак, что такое конвергенция? В основном это столкновение двух воздушных потоков, имеющих скорость, неодинаковую по направлению. Если массы этих сталкивающихся потоков не одинаковы, то одна из них норовит залезть на другую, подмять ее под себя, и возникает восходящий поток на границе контакта этих воздушных течений. Если температура, и стало быть плотность (удельный вес воздуха) обоих течений одинакова, то оба они на границе контакта устремляются вверх, но зачастую таких идеальных условий не бывает, и та струя, что потеплее, устремляется поверх той, что прохладнее. Термики, если они в зоне такого контакта возникают, тоже получаются более "концентрированными" и более мощными, ибо вся масса окружающего их воздуха нестабильна и сама по себе готова ринуться вверх, только ее чуть подтолкни.
Наилучшее место зоны конвергенции для поиска восходящих потоков - это ее сторона, максимально зашедшая на сушу, поскольку та ее часть, где холодный морской воздух уже проник, стабильна и инертна по определению. Граница конвергенции сдвигается вместе с массой холодного морского воздуха в глубь суши до тех пор, пока не затухнет термическая активность, так что двигаясь в сторону суши на волне конвергенции, пилот должен представлять себе картину, как далеко эта волна может продвинуться и как долго она может существовать. На что похожа конвергенция?
Опознать конвергенцию можно разными путями.
Там, где вблизи побережья есть плато или горный хребет, то над ними также можно обнаружить зону конвергенции. Зачастую все три перечисленные приметы проявляются одновременно и делают обнаружение зоны конвергенции простым делом, особенно если хорошо заметна упомянутая "занавеска". А бывает, что по обе стороны от границы конвергенции небо чистое, голубое, и в этом случае наличие конвергенции подскажет только один признак: смена направления ветра в приземном слое. Правда, мой опыт полетов с использованием конвергенции говорит о том, что голубизна неба при этом разная: масса бриза подернута дымкою, а масса воздуха суши чиста, без дымки. На стыке этих зон, если вы наблюдаете за небом внимательно, и находится граница конвергенции. Как использовать ковергенцию?
Летать надлежит вблизи границы воздушных масс обязательно со стороны суши. А далее в зависимости от типа восходящих потоков в зоне конвергенции, существует две тактики полета. Если в зоне конвергенции на лицо термические потоки типа "трубы", то и летать тут надо, как в обычном термике. Это первый прием. Если же термиков типа "трубы" в зоне конвергенции нету, а есть восходящая зона по всей поверхности соприкосновения масс, то лететь следует вдоль линии сечения этой поверхности горизонтальной плоскостью, т.е. стараясь удерживаться в слое восходящего воздуха. Это прием второй. При втором приеме важно балансировать в этом слое преимущественно со стороны суши, ни в коем случае не допуская попадания в массу холодного бриза, где будут нисходящие потоки. Единственный способ выполнить дальний перелет - все время лететь вдоль восходящего слоя конвергенции. Попытка отойти в сторону - это большая вероятность попасть в стабильный неподвижный воздух или под встречный ветер. Однако удержаться в тонком слое на самом деле чуточку сложнее, чем рассказывать об этом. Часто зона подъема вовсе не прямая линия, а кривуля, следующая всем капризам местного рельефа и неоднородностям в сплошной массе бриза, которая может разбиваться на отдельные струи. Например, эти струи появляются там, где бриз встречает возвышенности и долины, поэтому зона конвергенции может носить "пятнистый" характер.
Часть 2 (СС №49) В первой части я пояснил, что конвергенция вовсе не редчайший феномен, а - вполне рядовое явление. Был рассмотрен морской бриз, обычно формирующий конвергенцию, я рассказал как распознать и как использовать для успешного полета это явление. В этой части, прежде, чем рассматривать возникающую конвергенцию при долинных ветрах, хочу остановиться на конвергенции в теневых зонах ветра, обдувающего возвышенность, а затем поговорим и о конвергенции над равниной. Конвергенция за подветренным склоном Обтекая препятствие (пик, вершину) воздушный поток перед ним разделяется надвое, оба эти потока обтекают возвышенность слева и справа от нее, а за ней сталкиваются друг с другом на подветренном склоне. Конечно же, встречное столкновение двух разнонаправленных потоков порождают конвергенцию. Только с этим типом конвергенции надо быть осторожным. Кроме нее здесь будет подветренный ротор с нисходящим потоком, и жесткая турбулентность... Изощренное искусство пытаться установить где в этой мешанине находится зона подъема, а где вас ожидает подветренный нисходняк.
Удивительная конвергенция над островом Реюньон
Над Реюньоном (Маскаренские о-ва - прим. переводчика) полеты зачастую имеют место именно в подветренной зоне гор, которые находятся в центре острова и порождают конвергенцию. Но здесь горы внушительных размеров (хребет высотой 3000 м и длинной 50 км, а ветры типично сильные, около 50 км/час). Обстановка усложняется еще и тем, что на подветренной стороне хребта одновременно находятся три, а то и четыре самостоятельные, раздельные зоны конвергенции.
Я весьма благодарен Луису Дарле (Lois Darlet), много лет проживающему на Реюньоне - это он-то и объяснил мне наличие системы зон конвергенции на этом острове. Часть 3 (СС №50) В первой части я объяснил, что конвергенция не является редким феноменом, как это утверждается во многих учебниках, а на самом деле встречается очень часто. Я прошелся по деталям, как формируется конвергенция при морском бризе, как распознается это явление и как его можно использовать для полетов. Во второй части я рассмотрел как возникает конвергенция с подветренной стороны гор и в финальной части я расскажу о конвергенции, которая возникает вследствие долинных ветров и как она возникает непосредственно в долинах между гор. Тип 2А - конвергенция на стыке долинного ветра и метеорологического (фонового) ветра. На протяжении летнего дня конвекция в центре Альп вытягивает воздух в направлении более высокого рельефа и так как более теплый воздух всегда старается найти наилегчайший путь, то он устремляется вверх по долинам и ущельям, становясь причиной долинных ветров, которые могут отличаться по силе друг от друга до 50 км/ч.
Пример 1
- долина Тренто (Trento Valley), Италия (см. диаграмму 1)
Тип 2В
- конвергенция вследствие встречи двух долинных ветров
Пример 3
- конвергенция около Le Cheval Blanc (Франция)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Конвергенция, ротор, термики на подветренной стороне и долинные ветры - все это очень тесно связанные друг с другом феномены. Невозможно сказать точно, когда заканчивается одно явление и начинается другое, но начиная знакомиться с комплексом воздействия этих явлений, получаешь ключ для понимания закономерностей течения разнородных потоков в таких местах, как Альпы.
Перевод: Ю. Бова, С.Сергеев Взято с сайта "Небо для всех" http://www.nebo.kiev.ua/meteo/converg.htm |